ОЛИМПИАДЫ 7 класс


21 октября 2022 года, пятница

Уважаемые семиклассники!

Вашему вниманию задания республиканской олимпиады школьников по литературе.

Школьный этап.

 (максимальное количество баллов – 44 б.)

1. Знание текста художественного произведения. Перед вами отрывки из известных произведений. Вспомните автора и названия этих произведений.

1) Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила такая ему дадена…

2) Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?..

3) В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростатом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.

4) Я вчера приходил беспокоить ваше-сво не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызгнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?

5) А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.

 ( 0 - 10 б.)

2. Знание теории и истории литературы.

1) В этой повести А.С.Пушкина сюжет движется благодаря сюрпризам природной стихии, в нем переплетаются воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие молодости, уязвленное самолюбие и победа русских воинов при Бородино, а в финале чудесное разрешение бед случайным стечением обстоятельств. (2 б.)

2) Этот французский средневековый эпос основан на реальном историческом событии, которое произошло в 8 веке, но за века обросло многими вымышленными деталями и стало национальной героической поэмой. Назовите эпос. ( 2 б.)

3) Назовите имена самых известных баснописцев:

1. в Древней Греции,

2. в Древнем Риме,

3. во Франции,

4. в России. (4 б.)

8 б.

3. Тестовая часть

     1)  Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка»
Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»

1б.

2)      Соотнесите автора и произведение:

1) «Алые паруса»                                                           А) Н.А.Некрасов

2) «Размышления у парадного подъезда»                    Б) А.С.Пушкин

3) «Полтава»                                                                   В) Н.С.Лесков

4) «Левша»                                                                      Г) А.П.Чехов

5) «Хамелеон»                                                                Д) А.Грин

 (0 – 5 б).

3)      К какому роду литературы относится «Сказание о Белогорском киселе»?

а) эпосу; б) к лирике; в) к драме.

1 б.

4. О ком из героев произведений 20 века идёт речь в приведенном ниже отрывке?

«Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»

а) об Артуре Грее (А.С.Грин «Алые паруса»);

б) о Григории (А.И.Куприн «Чудесный доктор»);

в) о Василии Князеве (В.М.Шукшин «Чудик»)

1б.

 

5. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»: «…алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда»?

а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение.

 (0,5 б)

6. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в в приведенных примерах из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»: «…лодка рвалась вперёд, откидывая на стороны волны», «… лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперёд»?

а) эпитет;   б) сравнение;    в) олицетворение

 (0,5б)

7. Найдите «третьего лишнего в каждой группе слов. Обоснуйте выбор.

а) амфибрахий, анапест, хорей

б) роман, рассказ, романс

в) метафора, эпитет, песня

 (0- 3б.)

 

8. Что означают приведенные ниже выражения?

1) Авгиевы конюшни-

2) прикоснуться к земле, как Антей -

3) сизифов труд –

4) титаническая борьба –

5) панический страх –

6) муки Тантала –

 (0-6б.)

9Узнайте героя по описанию.

1.      Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон… 

2.      Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях,     где  находилось его имение.  Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали  при его имени

3.       …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны… 

 (За каждый правильный ответ 1 балл: 0- 3б)

10. Прочитайте стихотворение великого русского поэта, «солнца русской поэзии». Расскажите все, что вы знаете об авторе. Сделайте анализ стихотворения, учитывая тему, идею, проблему, особенности композиции, настроение, средства выразительности языка. Какие еще произведения этого автора вы можете назвать? Какое ваше любимое произведение и почему?

Осень

(отрывок)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

                                                      Последние листы с нагих своих ветвей;

 Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.

                                                      Журча, еще бежит за мельницей ручей.

 Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

                                                      В отъезжие поля с охотою своей,

                                                      И страждут озими от бешеной забавы,

                                                      И будет лай собак уснувшие дубравы.

                                                      Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                                                      Но мне она мила, читатель дорогой,

                                                      Красою тихою, блистающей смиренно

Ответ: за полный ответ – 5 б.

===================================================================

******************************************************************

19 октября 2022 года, среда

 Уважаемые семиклассники!

Вашему вниманию задания школьной республиканской олимпиады по русскому языку

Школьная республиканская олимпиада по русскому языку

для учащихся 7 класса (19.10.2022 г.)

Задание 1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

                    Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный. 

За правильный ответ 1 балл, за объяснение +1 балл. Всего 2 балла.

Задание 2. На основании какого признака вертолет получил свое название? (3 балла)

Задание 3. Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.                                                           По 1 баллу за правильный  ответ, всего  7 баллов

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Задание 4.  Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.  Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ? (5 б.)

Задание 5. Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

 По 1 баллу за правильный ответ, за исправление  ошибок  в  толковании  по 1 баллу. Всего  6 баллов

Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик – тот, кто издает приказы.

Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Задание 6.. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор. За правильный  ответ 1 балл, за объяснение +1 балл. Всего 2 балла.

Штаны, сени, носилки, иваси.


Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

Задание 8.. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси? (9 б.)

Задание 9.  Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики? (10 б.)

  Задание 10.  В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

           За каждый правильно поставленный знак – по 0,5 балла.

           За каждую правильно  вставленную букву  – по 0,5 балла.

           За пересказ  - 5 б.

 

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

 

 

ВСЕГО  примерно  70 б.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ. Грамматическая сказка

  Лето повернулось лицом к осени. Скоро в школу. А многое из изученного уже подзабыли ребята. Орфографические правила - абстрактные знания л...