ОЛИМПИАДЫ 8 класс


21 октября 2022 года, пятница

Уважаемые восьмиклассники!

Вашему вниманию республиканская олимпиада школьников по литературе

Школьный этап 

*****************************************************************************

(Максимум –  50 баллов)

1.                  Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лиро-эпического жанра, основные                    1) былина

 черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая                2) поэма

 песня-сказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим                          3) сказка

 вымыслом, формы которого исторически складывались

 в связи с мифологией.  (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

2.                  Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец                           1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович                         2) мудрый, степенный, уверенный в себе,                   

                                                             предусмотрительный

в) Василий Буслаев                        3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович                4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

3.                  Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

4.         Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.  

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) аллегория  

   б)     рассказ                   б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                      в) анапест                           в) баллада  

   г)     хорей                       г) метафора                        г) поэма     

   д)    эпитет                    д) олицетворение                д) антитеза

  е)      гипербола                е) пословица                        е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

5.      Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

   1) Иван Алексеевич                          1) Маршак 

   2) Роберт                                            2) Метерлинг

   3) Михаил Юрьевич                          3) Бунин

  4) Василий Андреевич                      4) Жуковский 

   5)  Роберт Льюис                               5) Крылов

   6) Самуил Яковлевич                        6) Бёрнс

   7) Иван  Андреевич                           7) Стивенсон

   8)  Морис                                            8) Лермонтов  

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

6.      Напишите литературоведческую статью: «Гипербола  -  это…».

(За верный ответ 1 б.)

7.      Определите стихотворный размер:

а)  В надежде славы и добра

     Гляжу вперед я без боязни:

     Начало славных дней Петра

      Мрачили мятежи и казни.

                                                                                                 ( А.С.Пушкин)

 б)  Листья в поле пожелтели,

      И кружатся, и летят.

      Лишь в бору поникши ели

      Зелень мрачную хранят.       

          (За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

8.                  Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

9.      Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)...береза, 13)…друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

 

10.              Комплексный анализ прозаического произведения.        Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

 (Максимальное количество баллов – 10)

 

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878


    Всего 50 баллов

 **********************************************************************************

19  октября 2022 года, среда 

Уважаемые восьмиклассники!

Вашему вниманию задания школьной республиканской олимпиады по русскому языку

Школьная республиканская олимпиада по русскому языку

 для учащихся 8 класса (19.10.22)

Задание 1. Прочитайте слова, соблюдая ударение. Чем вы объясните, что они различаются в произношении (1-й и 2-й столбики)? Докажите свою мысль, включив данные пары слов в словосочетания или предложения. Запишите их.   По 1 баллу за правильный ответ, всего  7 баллов

Пиленный - пилёный

варенный – варёный

ученный – учёный

сушенный – сушёный

точенный – точёный

названный – названый

посаженный – посажёный

 

Задание 2.  Расставьте ударения в следующих словах. По 1 баллу за правильный ответ, всего  7 баллов

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

Задание 3. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

 По 1 баллу за правильный ответ, всего  9 баллов

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Задание 4.  В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора? (3 б.)

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

                    По 1 баллу за правильный ответ, всего  9 баллов

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

Задание 6. Замените одним словом следующие фразеологизмы. (4 б.) С одним из синонимов составьте предложение. (2 б.).   Всего  6 баллов

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

Задание 7.  К каким частям речи относятся слова? По 1 баллу за правильный ответ, всего  7 баллов

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером, в-пятых.

Задание 8. Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена? (5 б.)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком. (С. Данилов)

Задание 9.   Какой из дедушек “мой”? Почему? (5 б.)

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.

Задание 10.  Какая ошибка допущена в предложении? Исправьте ее. (2.5 б.+ 2.5 б.) Всего 5 б.

                     Заниматься ему ничего не мешало.

Задание 11.  К данным словам (словосочетаниям) подобрать фразеологические обороты:

молчать,  уводить разговор в сторону, ничего не делать .

 (3 б.)

Задание 12.  В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1)         Бережёного и Бог бережёт.                      2) На Бога надейся, а сам не плошай.

5 баллов: по 2,5 балла за каждое объяснение пословицы.

 

 

 

ВСЕГО  примерно  70  б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ. Грамматическая сказка

  Лето повернулось лицом к осени. Скоро в школу. А многое из изученного уже подзабыли ребята. Орфографические правила - абстрактные знания л...