31.03.20, вторник
Тема. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении:запятая и точка с запятой, двоеточие, тире.
Информационный блок
Для восстановления в памяти знаний о бессоюзном сложном предложении рекомендую вначале просмотреть видеоурок
Бессоюзное сложное предложение
Закрепление понятий
Задание 1. Установи соответствие между частями бессоюзных сложных предложений и смысловыми отношениями. Запиши в тетради результат наблюдений в виде теста, где рядом с цифрой поставь нужную букву
БСП
|
Смысловые отношения
|
||
1
|
Вдруг
слышим: во всё горло кричат чибисы (М.пришвин)
|
А
|
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
|
2
|
Сейчас
вода в озере была очень чёрная: вся в ряска к зиме опустилась на дно. (К.Паустовский)
|
Б
|
СОПОСТАВЛЕНИЕ
|
3
|
Лошади
тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.Пушкин)
|
В
|
УСЛОВИЯ
|
4
|
Мы в
трауре, так балу дать нельзя (А.Грибоедов)
|
Г
|
ПРИЧИНЫ
|
5
|
Буря
прекратилась – отряд двинулся дальше.
|
Д
|
СЛЕДСТВИЯ
|
6
|
Давно
наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной (А.Аксаков)
|
Е
|
ПОЯСНЕНИЕ
|
7
|
Задумаю –
реки большие надолго упрячу под гнёт.
|
Ж
|
ВРЕМЕНИ
|
Задание 2. Данные бессоюзные сложные предложения (БСП) преврати в сложноподчинённые с союзами. Полученные СПП запиши в тетради через длинное тире. В скобках рядом определи смысловые отношения.
ВНИМАНИЕ! выполненную в тетради работу скопируй, вставь в вордовский документ и вместе с заданием на контроль пришли на проверку.
ОБРАЗЕЦ.
Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов - Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов (следствие)
1. Сдайте работа в срок - отпуск вам будет обеспечен.
2. Вдруг показалось ему: кто-то вошёл в дом.
3. У нас принцип такой: сделал своё задание - помоги товарищу.
4. Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой.
5. Вода спадёт - сразу начинайте земляные работы.
6. Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом.
7. В деревню теперь не проехать: река разошлась
Блок контроля
Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.
1. Жди ясного (на)завтра дня стрижи мелькают и звенят. Пурпурной полосой огня прозрачный оз..рён закат. (А.Фет)
2.А в это время на тер..асе говорили слышался ш..рох платьев перелистывали книгу. (А.Чехов)
3.Свет луны таинстве..ый и длин..ый плачуь вербы шепч..т тополя. Но никто на окрик журавл..ый не разлюбит отчие поля (С.Есенин)
4. Он вид..л вставала земля из пепла (не)покорён..ая земля (не)истребимая жизнь. (Б.Горбатов)
5. Я взглянул в окно на безобл..чном небе разг..рались звёзды. (М.Горький)
6. Даже в номере гости..ицы освещё..ом лампой с зелёным абажуром были видны следы недавней бури пыль веерами лежала на столе около окон рама была вдавле..а внутрь и за ней (на)искось торчала сорва..ая ветром водосточная труба. (К.Паустовский)
Уважаемые одноклассники!
Правильно оформляйте отправляемые файлы. Уважайте труд учителя.
Инструкция. Материалы выполняются в вордовском формате. Скопированные из тетради работы вставляются в один файл. Именно этот файл отправляется учителю на проверку с пометкой в теме: класс, фамилия ученика, вид работы, номер урока
Оценены будут обе работы отдельно.
Адресная помощь:
Электронный адрес laplys@gmail.com
Телефон "Феникс" 071-426-60-39
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.