понедельник, 30 марта 2020 г.

11-А русский язык урок 2

31.03.20, вторник


Тема. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении:запятая и точка с запятой, двоеточие, тире.



Информационный блок

Для восстановления в памяти знаний о бессоюзном сложном предложении рекомендую вначале просмотреть видеоурок 

Бессоюзное сложное предложение

Закрепление понятий

Задание 1.  Установи соответствие между частями бессоюзных сложных предложений и смысловыми отношениями. Запиши в тетради результат наблюдений в виде теста, где рядом с цифрой поставь нужную букву


БСП

Смысловые отношения
1
Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы (М.пришвин)
А
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ
2
Сейчас вода в озере была очень чёрная: вся в ряска к зиме опустилась на дно. (К.Паустовский)
Б
СОПОСТАВЛЕНИЕ
3
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.Пушкин)
В
УСЛОВИЯ
4
Мы в трауре, так балу дать нельзя (А.Грибоедов)
Г
ПРИЧИНЫ
5
Буря прекратилась – отряд двинулся дальше.
Д
СЛЕДСТВИЯ
6
Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной (А.Аксаков)
Е
ПОЯСНЕНИЕ
7
Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт.
Ж
ВРЕМЕНИ

Задание 2.  Данные бессоюзные сложные предложения (БСП) преврати в сложноподчинённые с союзами. Полученные СПП запиши в тетради через длинное тире. В скобках рядом определи смысловые отношения.

ВНИМАНИЕ! выполненную в тетради работу скопируй, вставь в вордовский документ и вместе с заданием на контроль пришли на проверку.

ОБРАЗЕЦ.
Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов   -   Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов (следствие)

1. Сдайте работа в срок - отпуск вам будет обеспечен.
2. Вдруг показалось ему: кто-то вошёл в дом.
3. У нас принцип такой: сделал своё задание - помоги товарищу.
4. Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой.
5. Вода спадёт - сразу начинайте земляные работы.
6. Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом.
7. В деревню теперь не проехать: река разошлась

Блок контроля
Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Жди ясного (на)завтра дня стрижи мелькают и звенят. Пурпурной полосой огня прозрачный оз..рён закат. (А.Фет)
 2.А в это время на тер..асе говорили слышался ш..рох платьев перелистывали книгу. (А.Чехов)  
3.Свет луны таинстве..ый и длин..ый плачуь вербы  шепч..т тополя. Но никто на окрик журавл..ый не разлюбит отчие поля (С.Есенин) 
 4. Он вид..л вставала земля из пепла (не)покорён..ая земля (не)истребимая жизнь. (Б.Горбатов)
 5. Я взглянул в окно на безобл..чном небе разг..рались звёзды. (М.Горький)
 6. Даже в номере гости..ицы освещё..ом лампой с зелёным абажуром были видны следы недавней бури пыль веерами лежала на столе около окон рама была вдавле..а внутрь и за ней (на)искось торчала сорва..ая ветром водосточная труба. (К.Паустовский)

Уважаемые одноклассники! 
Правильно оформляйте отправляемые файлы. Уважайте труд учителя.

Инструкция. Материалы выполняются в вордовском формате. Скопированные из тетради работы вставляются в один файл. Именно этот файл отправляется учителю на проверку с пометкой в теме: класс, фамилия ученика, вид работы, номер урока

Оценены будут обе работы отдельно.

Адресная помощь:

Электронный адрес laplys@gmail.com

Телефон "Феникс"  071-426-60-39

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ. Грамматическая сказка

  Лето повернулось лицом к осени. Скоро в школу. А многое из изученного уже подзабыли ребята. Орфографические правила - абстрактные знания л...