31.03.20, вторник
Тема. Культура речи как раздел лингвистики. Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы.
Известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой писал: " Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно."
Информационный блок.
КУЛЬТУРА РЕЧИ = это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского языка.
Правильность - очень важная стороны речи. Правильная, содержательная, выразительная речь - признак культуры и образованности человека.
Оценка речи "правильно - неправильно" используется в разделе культура речи.
Изучая родной язык в школе вы знакомитесь с разными нормами (правилами): орфоэпическими, орфографическими, пунктуационными, грамматическими, лексическими, а также нормами построения текста.
Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.
Орфографические нормы регулируют правильное написание слов, а пунктуационные нормы - правила постановки знаков препинания.
Грамматические нормы - это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.
Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками.
Нормы построения текста - это требования к содержанию, логической последовательности (композиции) и речевому оформлению устного и письменного текста.
Повторить материал по орфоэпии можно по учебнику, часть 1 с.143-145
Повторить материал по орфоэпии можно по учебнику, часть 1 с.143-145
Закрепление теоретических понятий
Задание 1. В приведённых примерах определи, какие нормы культуры речи нарушают говорящие и пишущие:
- Ну, ты, типа, идёшь?
- Ща приду. Я как бы думаю.
- Чё ты думаешь?
- Идтить мне или подождать, когда дружбан позвОнит?
- Ихний телефон не работает.
Выполни запись диалога в тетради, исправляя ошибки, допущенные в речи.
Задание 2. С данными словами составьте словосочетания прилаг. + сущ. и запишите работу в тетради. Учитывайте при этом род имён существительных. Не нарушайте грамматические нормы речи!
СРЕДНИЙ РОД: жюри, интервью, метро, такси, пальто.
ЖЕНСКИЙ РОД: леди, мадам, мозоль, фамилия.
МУЖСКОЙ РОД: шимпанзе, тюль, рояль, табель, кофе.
Задание 3. При образовании формы предложного падежа имён существительных мужского рода могут использоваться окончания -Е или -У(-Ю).
Запишите варианты таких словосочетаний и проговорите их несколько раз вслух.
1. С предлогами ОБ и О в окончании только Е:
Образец.
аэропорт - о аэропорте
год - о...; луг - о ...; мел - о ..; сад - о... ; угол - об...; лоб - о ... ( Не забывай о беглых гласных!)
2. С предлогом В,НА - окончание - У:
Образец.
аэропорт - в аэропорту.
год - в ...; луг -на..; мел - в ...; сад - в ..; угол - в ...; лоб - во ...
Блок контроля
Выполните работу в вордовском документе с обязательной подписью:
дата - 31.03.20
вид работы - словарный диктант
работу отправьте с записью в Теме: 5-А, урок 2, фамилия, имя
Задание контроля: Запишите существительные во множественном числе, правильно употребляя грамматические окончания. Проверяйте себя по словарю "Говорите правильно" в интернете (при необходимости)
вопросы: МНОГО, ЧЕГО НЕТ?
яблоко, мандарин, апельсин, помидор, вафля, макароны, блюдце, чулок, носок, туфля, валенок, сапог
Адресная помощь:
Электронный адрес laplys@gmail.com
Телефон "Феникс" 071-426-60-39
Сначала весь урок просмотрите. Он теперь уже выставлен полностью
ОтветитьУдалить