понедельник, 30 марта 2020 г.

5-А русский язык урок 2

31.03.20, вторник


Тема. Культура речи как раздел лингвистики. Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы. 

Известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой писал: " Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно."



Информационный блок.

КУЛЬТУРА РЕЧИ = это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы (правила) современного русского языка.
Правильность - очень важная стороны речи. Правильная, содержательная, выразительная речь - признак культуры и образованности человека.
Оценка речи "правильно - неправильно" используется в разделе культура речи.
Изучая родной язык в школе вы знакомитесь с разными нормами (правилами): орфоэпическими, орфографическими, пунктуационными, грамматическими, лексическими, а также нормами построения текста.

Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Орфографические нормы  регулируют правильное написание слов, а пунктуационные нормы - правила постановки знаков препинания.

Грамматические нормы - это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.

Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками.

Нормы построения текста - это требования к содержанию, логической последовательности (композиции) и речевому оформлению устного и письменного текста.

Повторить материал по орфоэпии можно по учебнику, часть 1 с.143-145

Закрепление теоретических понятий

Задание 1.  В приведённых примерах определи, какие нормы культуры речи нарушают говорящие и пишущие:

- Ну, ты, типа, идёшь?
- Ща приду. Я как бы думаю.
- Чё ты думаешь?
- Идтить мне или подождать, когда дружбан позвОнит?
- Ихний телефон не работает.

Выполни запись диалога в тетради, исправляя ошибки, допущенные в речи.

Задание 2.  С данными словами составьте словосочетания прилаг. + сущ. и запишите работу в тетради. Учитывайте при этом род имён существительных. Не нарушайте грамматические нормы речи!

СРЕДНИЙ РОД: жюри, интервью, метро, такси, пальто.
ЖЕНСКИЙ РОД: леди, мадам,  мозоль, фамилия.
МУЖСКОЙ РОД:  шимпанзе, тюль, рояль, табель, кофе.

Задание 3. При образовании формы предложного падежа имён существительных мужского рода могут использоваться окончания -Е или -У(-Ю).
Запишите варианты таких словосочетаний  и проговорите их несколько раз вслух.

1. С предлогами ОБ и О в окончании только Е:
Образец.
аэропорт - о  аэропорте

год - о...; луг - о ...; мел - о ..; сад - о... ;  угол - об...; лоб - о ... ( Не забывай о беглых гласных!)

2. С предлогом В,НА - окончание - У:
Образец.
аэропорт - в аэропорту.

год - в ...; луг -на..;  мел - в  ...;  сад - в ..; угол - в ...; лоб - во ... 

Блок контроля
Выполните работу в вордовском документе с обязательной подписью:
дата - 31.03.20
вид работы - словарный диктант
работу отправьте с записью в Теме: 5-А, урок 2, фамилия, имя

Задание контроля: Запишите существительные во множественном числе, правильно употребляя грамматические окончания. Проверяйте себя по словарю "Говорите правильно" в интернете (при необходимости)

вопросы: МНОГО, ЧЕГО НЕТ?

 яблоко, мандарин, апельсин, помидор, вафля, макароны, блюдце, чулок, носок, туфля, валенок, сапог


Адресная помощь:

Электронный адрес laplys@gmail.com


Телефон "Феникс"  071-426-60-39


1 комментарий:

  1. Сначала весь урок просмотрите. Он теперь уже выставлен полностью

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ. Грамматическая сказка

  Лето повернулось лицом к осени. Скоро в школу. А многое из изученного уже подзабыли ребята. Орфографические правила - абстрактные знания л...