четверг, 16 апреля 2020 г.

5-А ЛИТЕРАТУРА, урок 6


17.04.20, пятница

Тема. Война и дети – обострённо-трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

Аналитический блок

Уважаемые пятиклассники! Вы самостоятельно прочитали поэму Константина Симонова «Сын артиллериста». Конечно, мне приятно, что многие из вас претендуют на высокий уровень и берутся доказать его качественной работой. К сожалению, не у всех это получается на «отлично». Составлять план – дело очень непростое. Во-первых, надо уметь делить текст на микротемы. Во-вторых, видеть основную мысль в микротеме, в-третьих, правильно эту мысль сформулировать.
К сожалению, культура речи еще невысокая у многих. Поэтому даже за высокий уровень не все могут получить «5».
Некоторые ученики показали более глубокую заинтересованность поэмой (Дудоладова С. и Ганущак В.) и позволили себе цитатный чёткий план (Дудоладова С.), а Ганущак В. не только чётко разграничил микротемы, кратко и правильно их озаглавил, но и сопроводил каждый пункт плана фрагментами (цитатами) из поэмы.

Информационный блок

Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы познакомились с живой историей, послужившей основой для написания поэмы Константином Симоновым. А появлением живого рассказа участника тех событий в поэме «Сын артиллериста» появилось письмо любопытных пятиклассников.
Не буду больше ничего пересказывать, а предлагаю вам два варианта работы:
1.       Зайти по ссылке на сайт «Невыдуманные поэмы», ссылку которого я вам и предлагаю ниже.
НЕВЫДУМАННЫЕ ПОЭМЫ

2.      Если этой возможности у вас нет, то просто наберитесь терпения и прочитайте скопированный с этого сайта материал – статью Константина Симонова «Жив Лёнька, сын артиллериста».

Константин Симонов
СЫН АРТИЛЛЕРИСТА
ЖИВ   ЛЕНЬКА,   СЫН  АРТИЛЛЕРИСТА!
Поэму «Сын артиллериста» я написал в один присест, буквально за одни сутки, в Архангельске в ноябре сорок первого года,  возвращаясь  из  Мурманска в  Москву.
Историю, которую я положил в основу поэмы, мне рассказал на Рыбачьем полуострове командир 104-го артиллерийского полка майор  Ефим  Самсонович  Рыклис.
Самого героя поэмы я тогда не видел, историю его подвига запомнил, а фамилию не записал и поэтому забыл. И эта моя журналистская  оплошность   принесла  мне   потом   много   хлопот.
После войны поэму включили в круг чтения школьников пятого класса. И они стали писать мне со всех концов страны, спрашивая о судьбе Леньки, сына артиллериста. И мне приходилось отвечать им, что я не знаю его судьбы, но мне хочется надеяться, что Ленька, пройдя всю войну до конца, остался жив и здоров.
И только где-то уже в 1964 году от Николая Букина, «поэта Рыбачьего полуострова», ставшего за это время из старшины полковником и издавшего не одну книжку стихов, я вдруг узнал, что «сын артиллериста» жив и здоров и по-прежнему служит в артиллерии, но только теперь уже не на Крайнем Севере, а на Дальнем  Востоке.
А вскоре после этого мы списались и встретились с «Ленькой» — с подполковником береговой артиллерии Иваном Алексеевичем Лоскутовым.
Зимой 1966 года, получив очередную пачку писем от школьников, я написал Ивану Алексеевичу во Владивосток и попросил его выручить меня -  рассказать своими словами о собственном подвиге и своей дальнейшей судьбе. Хочу привести полностью письмо, которое Лоскутов  прислал мне в  ответ  на  мою  просьбу.
«Уважаемый   Константин  Михайлович!
По Вашей просьбе отвечаю на вопросы, которые Вам задают школьники в письмах к Вам, о судьбе Леньки Петрова из Вашей поэмы «Сын  артиллериста».
Ну, прежде всего о том эпизоде, который лег в основу поэмы. В начале войны я служил на Севере в артиллерийском полку, в должности командира взвода топографической разведки, в звании  лейтенанта.
В июле месяце 1941 года на нашем участке фронта создалось особенно тяжелое положение, фашисты ожесточенно рвались вперед, и поэтому от нашего полка требовался наиболее интенсивный и точный огонь. Вот тогда командованием полка было принято решение выслать корректировочный пункт на одну из высот. Дело в том, что эта высота во время наступления фашистов оказалась практически в ближнем их тылу, и на ней оставалось наше боевое охранение, что-то порядка 20 человек. Вот эта высота и была выбрана местом для корректировочного пункта.
Я был вызван к командиру полка майору Рыклису (майор Деев) и комиссару полка Еремину, и мне была поставлена задача — с радиостанцией выйти на эту высоту. Получив задание, я с радиостанцией и двумя разведчиками отправился на передний край нашей обороны. Пехотинцы дали нам проводника, и под покровом тумана мы вышли к месту назначения. Идти нужно было около трех километров. Прошли мы примерно с километр, как туман рассеялся, и фашисты открыли по нашей группе пулеметный и минометный огонь. Проводник наш был ранен, и я его отправил обратно. Оставшееся расстояние мы шли что-то около трех часов, правда, «шли» не то — в основном ползли, ибо попытки вытянуться во весь рост прерывались огнем гитлеровских пулеметов и минометов. Но, как бы то ни было, цель была достигнута...
Обзор вражеских позиций с этой высоты был очень хороший: прекрасно мы наблюдали минометную батарею, кухню, много пулеметных точек, отчетливо наблюдали все передвижения врага. В течение этого дня мы засекли все видимые цели, определили их координаты и передали все необходимые данные по радио в полк.

На следующий день огнем наших батарей минометная батарея по нашим корректурам была уничтожена, накрыта большая группа   пехоты,   уничтожено   несколько   пулеметных   точек.
Фашисты, очевидно, поняли (и, может быть, засекли работу радиостанции), что огонь корректируется именно с этой высоты, и открыли по ней артиллерийский и минометный огонь. Одна из минометных батарей была нами засечена и по нашим командам огнем батарей подавлена. Видя, что огневой налет на высоту эффекта не дал и не смог прекратить точный огонь наших батарей, фашисты бросили в наступление на высоту большую группу пехоты.   Вызванный  нами  огонь  по  наступающим  не  смог  их  остановить, и фашисты окружили высоту со всех сторон, начав подниматься непосредственно на нее. Нам ничего не оставалось делать, как вызвать огонь непосредственно по высоте. Мы передали такую команду, но комиссар полка считал, что это ошибка, и переспросил, и только после вторичной нашей команды на высоту обрушился шквал нашего артогня.
Наступавшие частично были уничтожены, а остальные обратились в бегство. В период обстрела мы постарались укрыться и остались живы, правда, состояние было ужасное. Радиостанция была разбита, и дальнейшее наше пребывание на высоте без связи с полком было бессмысленно, и я принял решение возвратиться в полк. Но уйти удалось только на следующий день, когда спустился туман, ибо малейшее движение на высоте вызывало огонь вражеских пулеметов. Вернулись в полк, где уже нас считали погибшими...
Вот и весь эпизод, который послужил основанием для создания поэмы «Сын  артиллериста»...
В   1945   году  нас  передислоцировали   на  Дальний   Восток,   где полк принимал участие  в войне с империалистической   Японией. С   1947    года  я  служу    на   Краснознаменном     Тихоокеанском флоте.
Вот коротенько и все о себе. Прошу передать от меня, Константин Михайлович, Вашим корреспондентам горячий привет, пожелания отличных успехов в учебе, пожелание быть им достойными славы своих отцов и старших братьев, славы нашей великой  Родины.
И.   А.   Лоскутов».
С тех пор как я получил это письмо, я посылаю его копии всем тем пятиклассникам, главным образом мальчишкам, которые спрашивают меня о судьбе Леньки.
Константин   Симонов.



Блок контроля

Документальный источник и художественный текст – поэма К. Симонова – разные по стилю тексты. Это помогает вам видеть различия и приобретать понятие о художественном вымысле автора.

Проверь, какой ты читатель! Выполни письменно, в вордовском документе ответ на вопрос:
Какие ситуации в поэме усиливают воздействие на мысли и чувства читателей (твои мысли и чувства), но расходятся с документальными фактами?

Инструкция: Опиши только то, что очень впечатлило тебя (1-2 эпизода из поэмы).
К выполнению этого задания я приглашаю только некоторых учащихся. Учащиеся, чьи фамилии не встретились в списке могут устно ответить себе на этот вопрос и работу на контроль не присылать.

Письменный ответ я жду от учеников: Гарбуз А., Забролы А., Задорожного Д., Лосева Я., Островерха Р., Симоняки Е., Тарасенко М.

Адресная помощь:
Эл.почта: laplys@gmail.com
Телефон: 071-426-60-39

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ. Грамматическая сказка

  Лето повернулось лицом к осени. Скоро в школу. А многое из изученного уже подзабыли ребята. Орфографические правила - абстрактные знания л...