четверг, 7 мая 2020 г.

11-А ЛИТЕРАТУРА, урок 16


08.05.20, пятница

Тема. И. Бродский. Стихотворения «Бессмертия у смерти не прошу», «Воротишься на родину» (из цикла «Июльское интермеццо»), (наизусть 1 стихотворение)

Мотивационный блок

18 февраля 1964 года состоялось первое слушание дела Бродского. Его судили не по статье уголовного кодекса, а по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», то есть дело рассматривалось в административном порядке; поэтому уголовное дело не возбуждалось, не было ни предварительного следствия, ни прокурора.

Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова.) А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят... где учат...
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это... (растерянно) от Бога...[14]
Вот так в 70-е годы можно было судить будущего лауреата Нобелевской премии в области литературы(1987г.) и давать такое заключение:
Судья: Значит, вы думаете, что ваши так называемые стихи приносят людям пользу?
Бродский: А почему вы говорите про стихи «так называемые»?
Судья: Мы называем ваши стихи «так называемые» потому, что иного понятия о них у нас нет .

Инструктивный блок

1.       Познакомиться с краткой (или полной) информацией о биографии поэта, писателя-эссеиста Иосифа Бродского.
2.      Прочитать и проанализировать предложенные на блоге стихи.
3.      Выбрать тематику стихов И. Бродского по своему усмотрению в интернете (в учебнике о нем нет ничего).
4.      Выучить наизусть одно по своему выбору стихотворение И. Бродского.

Информационный блок

1.       Краткая биография И. Бродского
2.      Стихотворения И. Бродского для анализа и выбора.
·         Бессмертия у смерти не прошу
Бессмертия у смерти не прошу. Испуганный, возлюбленный и нищий, — но с каждым днём я прожитым дышу уверенней и сладостней и чище.
Как широко на набережных мне, как холодно и ветрено и вечно, как облака, блестящие в окне, надломленны, легки и быстротечны.
И осенью и летом не умру, не всколыхнётся зимняя простынка, взгляни, любовь, как в розовом углу горит меж мной и жизнью паутинка.
И что-то, как раздавленный паук, во мне бежит и странно угасает. Но выдохи мои и взмахи рук меж временем и мною повисают.
Да. Времени — о собственной судьбе кричу всё громче голосом печальным. Да. Говорю о времени себе, но время мне ответствует молчаньем.
Лети в окне и вздрагивай в огне, слетай, слетай на фитилёчек жадный. Свисти, река! Звони, звони по мне, мой Петербург, мой колокол пожарный.
Пусть время обо мне молчит. Пускай легко рыдает ветер резкий и над моей могилою еврейской младая жизнь настойчиво кричит.

Воротишься на родину
(из цикла «Июльское интермеццо»)
Воротишься на родину. Ну что ж. Гляди вокруг, кому ещё ты нужен, кому теперь в друзья ты попадёшь? Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина, смотри в окно и думай понемногу, во всём твоя, одна твоя вина, и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Как хорошо, что некого винить, как хорошо, что ты никем не связан, как хорошо, что до смерти любить тебя никто на свете не обязан.
Как хорошо, что никогда во тьму ничья рука тебя не провожала, как хорошо на свете одному идти пешком с шумящего вокзала.
Как хорошо, на родину спеша, поймать себя в словах неоткровенных и вдруг понять, как медленно душа заботится о новых переменах.

Контрольный блок

Выучить одно из понравившиеся вам стихотворений И. Бродского наизусть.
Это обязательное программное требование с оценкой в журнале.
Прислать видео с чтением наизусть.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ. Грамматическая сказка

  Лето повернулось лицом к осени. Скоро в школу. А многое из изученного уже подзабыли ребята. Орфографические правила - абстрактные знания л...